В 7800 световых годах от Земли черная дыра поглощает звезду

Небывалой красоты набор колец вокруг черной дыры был запечатлен с помощью рентгеновской обсерватории НАСА Чандра и обсерватории Нила Герелса Свифта. Рентгеновские изображения гигантских колец открыли новую информацию о пыли, находящейся в нашей Галактике.

Астрономы увидели огромные кольца вокруг черной дыры

Ученые наблюдают необычные кольца вокруг черной дыры V404 Cygni и показали их на фото в рентгеновском спектре, полученные обсерваториями NASA "Чандра" и Нила Свифта. О явлении авторы пишут в The Astrophysical Journal, кратко о нем сообщается на сайте Chandra.

v-7800-svetovykh-godakh-ot-zemli-chernaya-dyra-pogloshchaet-zve_p47228

Черная дыра с массой около 12 масс Солнца – часть двойной системы V404 Cygni. Она относительно недалеко от нашей планеты – в 7800 световых годах. Черная дыра там активно "крадет" газ у звезды с массой примерно как половина Солнца. Падая к точке сингулярности, звездный материал разгоняется и сильно разогревается, излучая в рентгеновском спектре.

Отметим, что мощную рентген-вспышку в V404 Cygni зафиксировали летом 2015 года. Этот космический инцидент привел к формированию "колец" светового эха на изображениях. Вместо звуковых волн, которые отражаются от, допустим, стен в большом пустом помещении, такое эхо появилось как результат "рикошета" рентген-лучей от пылевых облаков между V404 Cygni и наблюдателями на Земле.

v-7800-svetovykh-godakh-ot-zemli-chernaya-dyra-pogloshchaet-zve_p77272

На композитном снимке рентген-излучение, которое сняли на "Чандре" (светло-голубой цвет), объединили с изображением с оптического телескопа Pan-STARRS. На картинке видно целых восемь колец от вспышки на V404 Cygni. Чем ближе пылевая туманность к Земле, тем большим выглядит кольцо. Кольца узкие оттого, что рентген-вспышки обычно кратковременные.